Культура Русских земель
в XV в.
В это столетие Москва
становится центром общерусской национальной культуры. В данный период
усиливается роль русского языка, создаются произведения, посвященные теме
государственного строительства, растет интерес к истории Отечества. В
современной литературе русскую культуру этого времени оценивают как
"Русское Возрождение". Во всех крупных городах северовосточной Руси
восстанавливаются и расширяются монастырские школы и училища, переписываются
старые и создаются новые рукописные книги. Развивается грамотность различных
слоев населения, особенно городского. В области литературы особое место
занимает московское летописание. В 1408 г. при дворе митрополита складывается
традиция составления общерусских летописных сводов, первым из которых
является Троицкая летопись. К 1480 г. относится создание Московского
летописного свода, ставшего идеологическим обоснованием объединения
земель вокруг Москвы.
Победа на Куликовом поле
дала мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей и побудила к
созданию цикла литературных произведений, среди которых наиболее глубоким и
значительным является "Задонщина" - поэма, написанная Софонием
Рязанцем вскоре после битвы. Ее характерная особенность - это связь со
"Словом о полку Игореве". Создавая свое произведение, Софоний
заимствовал у автора "Слова" литературные образы, стилистические
обороты и выражения, художественные приемы и даже отдельные отрывки. Но это не
подражание, а сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, которое
позволяет выразить главную мысль автора - залог победы в единстве и
согласованности действий русских князей. Самым популярным произведением цикла о
"Куликовской битве" стало "Сказание о Мамаевом побоище", в
котором широко использованы народные предания об этом событии и изобразительные
средства устного народного творчества.
Подъему русской культуры
и искусства способствовало восстановление и расширение культурных связей со
странами Европы и Востока. Особое значение имело содружество Москвы с братскими
народами Болгарии и Сербии. Так, южнославянским влиянием проникнута житийная
литература. Признанным мастером этого жанра был Епифаиий Премудрый, автор житий
Сергия Радонежского и Стефана Пермского. В 1442 г. сербом Пахомием Логофетом,
жившим на Руси с 1430-х гг., был подготовлен "Хронограф" -сборник
нравоучительных и занимательных повестей по всемирной истории. Расширение
связей Московского государства с другими странами отражает известный
литературный памятник того времени, написанный в жанре "хождений", -
путевой дневник тверского купца Афанасия Никитина "Хождение за три
моря". Он посвящен описанию его путешествия в Персию, Индию и
другие страны Востока в 1466-1472 гг.
Русское зодчество XV в.
характеризуется дальнейшим развитием двух главных архитектурных школ -
новгородско-псковской и московской.Примером первого
направления является храм Василия на Горке, построенный в Пскове. К уникальным
памятникам ранней московской архитектуры относятся соборы Успения на Городке в
Звенигороде, а также храмы Троице-Сергиева, Саввино-Сторожевского и Андроникова
монастырей.
В эпоху Ивана III
огромное значение придается развитию московской архитектуры, что было связано с
укреплением великокняжеского могущества. В этот период была развернута
перестройка архитектурного облика Московского Кремля, осуществленная
русскими мастерами совместно с приглашенными итальянскими зодчими. В 1479 г.
итальянец Аристотель Фиораванти завершил возведение главного храма Русского
государства - Успенского собора Кремля, затем были построены Грановитая начата,
храм Ивана Лествичника, дворец великого князя, Архангельский собор, а также
кремлевские стены и башни. Наряду с Фиораванти в их создании принимали участие
итальянские архитекторы Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари,
Алевиз Фрязин и Алевиз Новый. В целом итальянские мастеровые, ремесленники,
художники оказали в это время значительное влияние на формирование русской
культуры. Но не меньшим мастерством отличались и отечественные творения.
Например, псковскими зодчими была построена в 1489 г. в Кремле домовая
великокняжеская церковь Благовещения.
В этот период на высшую
ступень развития поднялась церковная живопись. В конце XIV - начале XV в. в
Великом Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из
Византии живописец Феофан Грек. Им была создана роспись храма Спаса на Ильине
улице в Новгороде, вместе с Симеоном Черным - росписи московской церкви
Рождества Богородицы и Архангельского собора. Великим русским художником этой
эпохи был Андрей Рублев. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора
в Кремле вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца, расписывал Успенский
собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре и Спасский
собор Андроникова монастыря. Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи
икона "Троица".
В конце XV в. огромный
вклад в развитие живописи внес иконописец Дионисий. Вместе со своими сыновьями
Феодосией и Владимиром, а также другими учениками он создал фрески Успенского
собора Кремля, росписи храмов Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоколамского и
Ферапонтова монастырей. Его кисти принадлежит знаменитая икона "Спас в
силах".
На рубеже XV-XVI вв.
значительную роль в развитии культуры оказали образование единого Российского
государства и завершение формирования русской (великорусской) народности и
единого русского языка, ведущее место в котором заняли московский говор и владимиро-суздалъекий
диалект, став основой разговорного и делового языка. Влияние этих
факторов привело в XVI в. к превращению многообразной по своим местным
особенностям русской культуры в единое целое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий