Тема урока: «Культурные традиции буддизма».
Цель: формирование представления учащихся о буддизме; об основных
принципах жизни буддистов; их культура на территории современной России, быт и
жизненный уклад.
Предметные
результаты:
- понимание значения нравственности, веры и религии
в жизни человека, семьи и общества;
- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их
роли в культуре, истории и современности России;
Метапредметные:
- принятие и освоение социальной роли, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа
учебных текстов;
- сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и
религиозных текстов;
- определение
значения новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания;
- готовность слушать собеседника и вести
диалог;
- участвовать в диалоге: высказывать
свои суждения, анализировать;
- высказывания участников беседы,
добавлять, приводить доказательства;
- готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
- воспитание способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
Ход урока.
Усвоение новых знаний.
Будда – это не имя
определённого человека или бога. На древнем языке «будда» означает
«просветлённый», «пробудившийся», тот кто избавился от всех недостатков и обрёл
все достоинства.
Основателем
буддийского учения был мудрец Будда, который жил в Индии 2.5 тысячи лет назад.
Его последователей называют буддистами.
Как жил и выглядел
Будда известно мало. Буддийское предание расказывает:
На севере Индии, у
мудрого царя родился сын, которого назвали Сиддхартха, что значит «исполняющий
все желания». За 9 месяцев до рождения матери приснился белый слон. Мудрецы
истолковали сон как предвещание. Сын вырастет и станет либо царем и завоюет
мир, либо станет отшельником и познает истину. Царь не хотел чтобы наследник
стал отшельником и окружил сына роскошью и красотой. Его окружили молодые,
красивые и здоровые люди. Царевич даже не подозревал, что в мире может быть
горе и страдание.
Как то Сиддхартха
решил объехать своё будущее царство. Сидя в своей колеснице он разглядывал все
вокруг и толпу людей, которая собиралась вдоль дороги. Вдруг он приметил
человека, едва державшегося на ногах и опиравшегося на палку. У него было
согнутое, иссохшее тело и голова с седыми волосами.
- Что это за
странное существо? – спросил удивлённый царевич.
- Это старик.
- А кто это
–старик?
- Царевич, разве ты
не знаешь, что ни один рождённый на земле человек не избежит старости?
- И я буду таким? Впервые задумался царевич о
том, какая ему уготована участь.
Дальше он встретил
человека страдающего от болезни. Значит в этом мире прекрасном, весёлом и
счастливом есть страдания, которые и ему со временем придётся испытать.
Следующей была
похоронная процессия. Осознал, как заблуждаются люди, бездумно веселящиеся, не
понимающие, что в любой момент их может настигнуть болезнь или смерть.
У самих ворот
встретился отшельник. Казалось его лицо светилось мудростью и спокойствием. Он оставил
мир, чтобы обрести гармонию своего внутреннего мира.
В 29 лет он покинул
дворец в поисках ответа на вопрос: как избавить людей от страдания?
- Как вы думаете,
почему Сиддхартха заметил старика и больного среди толпы людей?
Долгие годы жил Сиддхартха как аскет,
надеялся, что физические ограничения приблизят его к пониманию истины. Он
совершенно обессилел и однажды, измученный голодом, потерял сознание. Когда
пришел в себя, он понял, что выбрал ошибочный путь.
Задумавшись он сел
под деревом и погрузился в мысли.
- Как это
называется? (медитация – сосредоточение, ведущее к внутренней гармонии)
Он представил
страдания всех живых существ. Движимый огромным желанием помочь им, Сиддхартха
«пробудился» от незнания и стал Буддой, то есть «просветлённым».
Ему открылись
четыре благородные истины. Сейчас это учение Будды, в которое верят его
последователи.
1)
О существовании
страдания.
Можно сказать, что
вся жизнь человека – это страдание.
2)
О причинах
страдания.
Причина страдания –
это желания человека, которые возникают из-за гнева, алчности, неведения.
(рождение – страдание, смерть-страдание, находится рядом с тем, что
неприятно-страдание, неисполнение желаний, отсутствие приятного, даже самые
счастливые моменты которые заканчиваются..). в гневе человек может обидеть ни в
чем не повинного или близкого друга,
из-за алчности крадёт чужую вещь; из-за неведения рождаются ложь, клевета,
сплетни. Три «яда» (омрачения) в буддизме
символически изображают в виде трёх животных. Змея символизирует гнев,
ненависть, петух – алчность, свинья – неведения.
3)
О прекращении
страдания.
Причина порождена
самим человеком. Значит он сам может устранить эти причины и освободится от
страданий.
4)
О пути ведущем к
прекращению страдания.
Будда предложил
путь духовного самосовершенствования, что основан на 8 принципах.
45 лет проповедовал Будда и в 80 умер.
Через год собрались его
последователи чтобы записать то, что узнали от учителя. В те времена тексты
писали на пальмовых листьях, которые сворачивали в свитки и хранили в корзинах.
Тексты с учением были разделены и поместились в три корзины.
Так появилась священная книга буддистов «Трипитака» - что переводится
как три корзины.
1) «Корзина
дисциплинарных правил». 500 правил для монахов (не должен прикасаться к оружию,
мечу, луку, не есть после 12, не носить украшения…)
2) «Корзина
наставлений» содержит изречения и проповеди Будды.
3) В третьей
содержатся тексты, раскрывающие суть
буддийского учения.
Буддийские книги печатаются на отдельных листах бумаги. Накладываются
один на другой и обёртываются шёлковой тканью. Когда читают перекладывают
страницы снизу вверх.
«Трипитака» переведённая на тибетский язык называется «Ганджур».
В республике Бурятия хранится редкое издание написанное на чёрной бумаге
девятью чернилами. Составленными из девяти растворённых драгоценных металлов и
камней: серебра, бирюзы, золота, жемчуга, коралла, меди, перламутра.
Как устроен мир.
Буддисты верят, что после смерти человек рождается вновь в новой форме в
следующей жизни.
Все наши действия – и мысли, и слова, и поступки – чем-то вызваны и
имеют определённые следствия. (улыбнулся- тебе улыбнулись, сказал сгоряча
недобрые слова – поссорились…)
Приведите свои примеры.
Буддисты верят, что в мире нет безответных действий. Результат или
сразу, или через время.
Карма – это закон причины и следствия.
Назовите русские пословицы, иллюстрирующие закон причины и следствия.
(Что посееш…… Как аукнешь….)
Человек своими мыслями накапливает хорошую карму. И наоборот.
Раскаяние. Если содеявший зло человек осознаёт свою ошибку и будет
делать добро, то сила наказания постепенно истощится. Как болезнь.
После смерти существа в зависимости от своей кармы перерождаются или в
прежнем мире, или в более благоприятных мирах или в менее. Это вечное
блуждание - «колесе сансары» - вечное
страдание.
«Сансара» переводится как «круговорот», «переход через различные состояния».
Существует 6 миров.
Три низших: ад – жители страдают от холода и жары, ран, живут в злобе и
ненависти
мир голодных – все время хотят есть, но у них тонкие шеи, что не
проходит еда.
мир животных – удел – служить пищей для других.
Три высших мира – мир людей
Мир асуров
Мир небожителей (богов)
После смерти существа в зависимости от своей кармы перерождаются.
Считается, что из всех существующих шести миров именно в мире людей есть
возможность очистить свою карму и вырваться из колеса перерождения.
Устно
Какие три мировые религии
существуют в мире?
Кто считается основателем
буддизма?
Где и когда жил «Будда»?
Что буддисты называют
«омрачением» ума?
Какие символы
используются для их обозначения?
Что буддисты называют
кармой?
Буддисты считают
действием и мысль и слово, и поступок. Подумайте какие действия улучшают
(ухудшают) карму.
Почему буддисты считают,
сто рождение в мире людей благоприятнее, чем рождение в других миарх.
Домашнее задания –
сообщение о религии буддиз
Комментариев нет:
Отправить комментарий