ИСТОРИЯ
РОССИИ. 10 КЛАСС.
КУЛЬТУРНОЕ
ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
В
1920-Е ГГ.(2 урока)
ЦЕЛИ:
·
Дать
представление об особенностях, основных направления и итогах культурной
революции;
·
Объяснять
сущность и противоречия развития духовной сферы общества в 1920-е гг;
·
Показать
на примерах вклад художественной и научной интеллигенции в развитие Советского
государства;
·
Рассказать
об известных произведениях советской литературы, искусства
рассматриваемого периода, объяснять
причины их популярности;
·
Познакомить
с понятиями и терминами: культурная революция, социалистический реализм;
·
Характеризовать
и анализировать основные направления культурной жизни страны в 1920-е гг;
·
Объяснить
причины неприятия значительной части российской интеллигенции Октября 1917 г;
·
Объяснить
причины гонений, направленных против
православной церкви и ее служителей;
ТИП
УРОКА: урок открытия
нового знания.
ХОД
УРОКА.
Проверка
домашнего задания.
Задание 1. В
1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков
заявил на IV
съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее
время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде
стран».
Устно ответьте ответы на вопросы:
1. Какие
примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?
2. Какие
обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?
Сравните два мнения относительно задач
культурной революции:
1-я точка зрения-
наркома просвещения А.В.Луначарского:
«Цель
культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической
личности. В превращении каждого человека в сознательного творца истории»
Человек-
хозяин жизни, мыслитель, творец, гражданин- вот о ком мечтал Анатолий
Васильевич.
2 точка зрения- Л.Д.Троцкого.
В
ближайшие 20-50 лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация
неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом
окружении, появится «новый человек»?
- Как вы думаете, кто был
прав в этом споре?
ПЛАН
УРОКА.
1. Ликвидация
неграмотности. Строительство советской школы.
2. Развитие
литературы. «Сумерки Серебряного века»
3. Власть
и интеллегенция.
4. «Сменовеховство»
5. Большевики
и церковь.
Новый
материал.
Очень многое зависело от
того, кто руководил культурным строительством.
Задание
2.
Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы (устно).
Руководители
культурной революции.
Луначарский Анатолий
Васильевич ( 1875-1933) был человеком таких дарований, что
простой их перечень составил бы
небольшую брошюру. На торжестве, посвященном
200-летия создания Российской
Академии Наук, перед учеными многих стран Луначарский прочел речь на шести языках о значении науки в истории человечества. Даже буржуазные
газеты называли наркома самым культурным министром просвещения в Европе. Еще в годы эмиграции Анатолий Васильевич, получивший образование
за границей , изучал педагогику. Постановку дела просвещения на Западе.
«Комиссаром
при наркоме» называл В.И.Ленин заместителя Луначарского Михаила
Николаевича Покровского (1868-1932).
Историк
по образованию, Покровский много сделал
для развития науки. Человек прямой и жестокий, Покровский не всем нравился, но
прекрасно сработался с Луначарским.
Работой
по ликвидации неграмотности и пропаганде
идей коммунизма руководила Надежда Константиновна Крупская, жена
В.И.Ленина. Человек скромный, Надежда Константиновна относилась к тем
большевикам, которые никогда не добивались
себе привилегий, власти. Ничего для себя, все-делу. Уже хотя бы то, что
на работу она ходила пешком, хотя
многие работники меньшего ранга
предпочитали служебный автомобиль, говорит о многом.
- Какие характерные черты
вы увидели в личностях тех людей,
которые занимались развитием культуры в нашей стране?
- Что вам в них особенно
понравилось?
Задание 3.
Проанализируйте текст п. § и ответьте на вопросы (устно).
Ликвидация неграмотности.
- Какие преобразования
были проведены советской властью в области образования?
- Какова была главная
задача в области просвещения?
- Сделайте общий вывод
относительно развития системы образования
Задание 5. Внимательно
прочитайте текст и ответьте на вопросы (устно).
Большинство
российской интеллигенции до революции и
особенно после нее не приняло ленинских
предложений . к началу 20-х гг в Росси вряд ли насчитывалось
более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией ;
подавляющая ее часть отправилась в эмиграцию. Конечно, в каждом случае причины отъезда
могли быть различные:
А)
у Горького и Шаляпина неоднократно устраивались обыски , а их деятельность постоянно наталкивалась на непонимание со стороны Зиновьева, грозившего
арестовать близких им людей;
Б)
у композитора Глазунова не было даже нотной бумаги;
В)
трагически и нелепо оборвалась жизнь
поэта и путешественника Николая
Гумилева- летом 1921 г его расстреляли за то, что он не донес о существовании офицерского контрреволюционного заговора, от участия в котором
категорически отказался.
Г)
летом 1922 г без суда, в административном порядке из страны были высланы многие ученые
из среды профессоров, агрономов, литераторов. «Среди изгнанных- ректор
Московского университета профессор
Новиков (зоолог); ректор Петроградского университета профессор Карсавин (философ), группа
математиков во главе с деканом математического факультета МГУ Стратоновым, экономисты- профессора Зворыкин,
Лодыженский, Прокопович, историки- Кизеветтер, Флоровский, Боголепов, социолог
Сорокин, известные философы идеалистического направления- Бердяев, Франк,
Ильин, Трубецкой.
Решение о высылке было неожиданным. С точки
зрения политической целесообразности . высылка группы интеллигенции представлялась необъяснимой. За высылаемыми профессорами и философами не стояло никаких политических партий. Не
были они и лидерами какого-либо
движения.
О
трагической судьбе русской
интеллигенции за границей рассказал М.Булгаков в пьесе «Бег». Но уехали
не только русские, и трагедия была не только
отдельных людей, но и всей страны. В эмиграции работали ученые с мировым именем: микробиолог
С.Н.Виноградский, выдающийся геолог
Н.И.Андрусов, почвовед
В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев
и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения
В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и многие другие. Уехали на чужбину великие
композиторы XX
в.- С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, художники- К.А.Коровин,
М.Шагал, балерина А.Павлова, писатели и поэты- И.Бунин, В.Набоков,
Д.Мережковский и др.
Их
жизнь складывалась по-разному: продолжали русские вечера в Париже лучшие
балетмейстеры того времени М.Фокин и С.Лифарь, бедствовала М.Цветаева и
процветал Ф.Шаляпин, но всех тянуло на родину.
Возвращались
немногие… Так зародилось понятие «русское зарубежье».
- Что заставило
большевиков принять такое решение?
Итоги
«Культуру-
в массы!». Именно такой лозунг был выдвинут в 1920-ые гг. Искусство должно быть
понято массам и любимо ими. Но вскоре слово понято было заменено на понятно.
-
Объясните в чем разница и так ли важна
одна буква в слове?
Домашнее
задание:
1
урок. Выучить п., ответить на вопрос «Каковы основные черты
«нового советского искусства»?
2
урок. Подготовьте сообщение о деятельности одного из
советских педагогов-новаторов 1920-1930-х гг. или соберите материал о разрушенных после революции храмах Сакмарского
района, найдите изображения, подготовьте презентацию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий